Типы вопросительных предложений

Грамматический справочник

В английском языке выделяют несколько основных типов вопросительных предложений:

  1. Общий вопрос
  2. Специальный вопрос
  3. Вопрос к подлежащему и его определению
  4. Альтернативный вопрос
  5. Разделительный вопрос

В отдельную категорию можно выделить Косвенные вопросы.

Общий вопрос

Это самый распространенный и наиболее знакомый школьниками тип вопросов. С его конструкции и правил построения начинают изучаться вопросительные предложения в любом учебнике. Вопросы этого типа задаются ко всему предложению целиком, а ответить на него можно всего одним словом — да или нет.

Для формирования вопросов общего типа используется вспомогательный глагол do (для I, you, we, they), does (для he, she, it), did (для прошедшего времени). Именно этот вспомогательный глагол ставится на первое место в предложении. Порядок слов в остальном предложении остается неизменным. Т.е. схема вопроса общего типа довольно проста:

Do/does/did + Подлежащее + Сказуемое (смысловой глагол)

Например:

  • Do you have a pet? — У тебя есть домашний питомец?
  • Does she read book in the evening? — Она читает книгу вечером?
  • Did you go to the cinema yesterday? — Ты ходил в кино вчера?

Что нужно запомнить:

  1. Как мы знаем, глаголы в настоящем времени меняют свою форму в третьем лице единственном числе путем добавления окончания -s. Например: I drive a car — He drives a car — Я веду машину — Он ведет машину. или I do — She does — Я делаю — Она делает. При формировании вопроса, в котором существительное стоит в третьем лице единственного числа (он, она, оно), нам нужно соответственно изменить форму вспомогательного глагола и использовать Does вместо Do. При этом сказуемое (смысловой глагол) не меняет своей формы.
    • The dog runs well — Собака плавает хорошо.
    • Does the dog run well? — Собака хорошо плавает?
  2. Чтобы показать, что речь идет о событиях в прошедшем времени, достаточно использовать вспомогательный глагол в форме прошедшего времени (did), а смысловой глагол останется в форме настоящего времени.
    • The dog jumped very high yesterday. — Собака прыгала очень высоко вчера.
    • Did the dog jump very high yesterday? — Собака прыгала очень высоко вчера?
  3. Если в предложении в качестве сказуемого выступает глагол to be (am, is, are, was, were), или модальные глаголы can (could), may (might), must, shall (should), will (would) и др., то они не требуют вспомогательного глагола и сами ставятся на первое место.
    • I can swim well. — Я умею плавать хорошо.
    • Can I swim well? — Я хорошо умею плавать?
  4. Обратите внимание на глаголы have и have got. Первый глагол требует вспомогательного глагола do, а второй — не требует.
    • I have a book. — У меня есть книга.
    • Do I have a book? — У меня есть книга?
    • I have got a book. — У меня есть книга.
    • Have I got a book? — У меня есть книга?

Альтернативный вопрос

Этот тип вопроса подразумевает выбор между двух однородных частей предложения и обязательно имеет соединительный союз or (или). По своей конструкции он не отличается от общего вопроса, за исключением наличия соединительного союза. Для него действуют все правила общего вопроса.

  • Does he go to the cinema or to the theatre? — Он идет в кино или в театр?
  • He goes to the cinema. — Он идет в кино.
  • Is he a teacher or a doctor? — Он учитель или доктор?
  • He is a teacher. — Он учитель.

Специальный вопрос

Специальные вопросы — это обычно вопросы, которые задаются, чтобы получить дополнительную и уточняющую информацию. Ответы на такие вопросы обычно даются в развернутом виде. В таких вопросах обязательно используются вопросительные слова:

  • what — что, какой
  • when — когда
  • where — где, куда
  • who — кто, кого
  • why — почему, зачем
  • which — который
  • whose — чей
  • whom — кому
  • how (long, old и т.д.) — как (насколько долго, насколько старый и т.д.)

Вопросительные слова всегда ставятся на первом месте в вопросительном предложении. Все правила использования, порядок слов и конструкция похожи на общие вопросительные предложения.

Вопросительное слово + Do/Does/Did + Подлежащее + Сказуемое

  • What do you have for breakfast? — Что у тебя на завтрак?
  • When can I see you again? — Когда я тебя смогу снова увидеть?
  • Why are you eating this? — Почему ты ешь это?
  • Who are you? — Кто ты?

Что нужно запомнить:

  1. Очень распространены связки вопросительных слов с существительными или прилагательным. Например, если вопросительное слово what стоит перед существительным, то оно означает какой, какая, какие. При построении вопросительного предложения с такой связкой, вся связка выносится на первое место в предложении.
    • What colour is you schoolbag? — Какого цвета твой портфель?
    • How old are you? — Сколько тебе лет? (Насколько ты старый?)
  2. Если в предложении применяется устойчивая связка глагола с предлогом, то предлог ставится на последнее место в предложении.
    • What are you asking for? — О чем ты просишь?
    • Who are we waiting so long for? — Кого мы так долго ждем?

Вопрос к подлежащему и его определению

Этот тип вопроса всегда начинается с вопросительного слова who, what, which. Он строится не так как остальные вопросы. В нем нет вспомогательного глагола. В вопросах к подлежащему сохраняется прямой порядок слов.

  • We must go there every day — Мы должны ходить туда каждый день. (We — это подлежащее)
  • Who must go there every day? — Кто должен ходить туда каждый день?
  • Ответ: We must — Мы должны.

Если вопросительное предложение стоит в настоящем времени, и мы задаем вопрос к подлежащему, вопрос обычно ставится с использованием глаголов в третьем лице единственного числа (т.е. с добавлением -s к глаголу), независимо от того, в каком числе стояло подлежащее в повествовательном предложении. Так делается, поскольку предполагается, что спрашивающий не знает, о ком или о чем должна идти речь, и поэтому уточняет.

  • We swim well — Мы хорошо плаваем.
  • Who swims well? — Кто плавает хорошо?
  • They are at school now. — Они сейчас в школе.
  • Who is at school now? — Кто сейчас в школе?

Разделительный вопрос

Вопросы этого типа задаются, чтобы проверить предположение или выразить сомнения. Обычно их еще называют «вопросами с хвостиком». Особенность разделительного вопроса состоит в том, что он состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной. Эти части разделяются запятой. В первой части сохраняется прямой порядок слов как в обычном повествовательном предложении. А во второй порядок слов меняется на обратный. Обычно вторая часть предложения переводится на русский язык как «правда?, не так ли? верно ведь?».

  • She can cook well, can’t she? — Она умеет хорошо готовить, не так ли?
  • It is a good chair, isn’t it? — Это хороший стул, не так ли?

Что нужно запомнить:

Вопросительная часть предложения должна всегда иметь противоположное значение по отношению к повествовательной части. Так, если повествовательная часть является утвердительной, то вопросительная ставится в отрицательной форме и наоборот.

  • It isn’t a good chair, is it? — Это не хороший стул, не так ли?
  • She can’t cook well, can she? — Она не умеет хорошо готовить, не так ли?

Исключения:

В разделительных вопросах есть особые варианты, которые строятся, игнорируя общие правила. Это предложения, начинающиеся с «Let’s», и предложения в повелительном наклонении.

Итак, запоминаем, вопросы, начинающиеся с «Let’s» всегда заканчиваются «shall we?». В таких вопросах, мы как бы спрашиваем мнение собеседника, делаем ему предложение и спрашиваем его отношение к этому предложению.

  • Let’s take an umbrella, shall we? — Давай возьмем зонтик, хорошо?

Разделительные вопросы для предложений в повелительном наклонении — особый случай. Их можно построить по-разному. Поскольку повелительное наклонение не имеет времени, очень сложно сразу определить, как сформировать разделительный вопрос. Чаще всего используются формы «won’t you» или «will you», а также могут использоваться глаголы «would», «could», «can». Употребление разделительного вопроса с повелительным наклонением немного смягчает тон, характерный для приказа или настоятельной просьбы. Уровень формальности фразы зависит от интонации и типа разделительного вопроса, который мы выбираем. Например, can’t you может выражать нетерпение и раздраженность, как в следующем примере. Нисходящая интонация хвостика показывает раздражение.

  • Turn the TV down, can’t you? — Ну выключи уже телевизор!

Зачастую в заданиях учебника авторы в разделительных вопросах в повелительном наклонении хотят увидеть окончания «will you» и «won’t you». Учтите, что эти окончания равнозначны и не зависят от того, утвердительная или отрицательная дана команда.

  • Don’t forget to bring the camera, will you? — Не забудь принести камеру, хорошо?
  • Open the window, will you? — Не откроешь окно?
  • Look after him, won’t you? — Ты ведь позаботишься о нем, правда?
  • Let me know what transpires, won’t you? — Дайте мне знать, что происходит, хорошо?

Косвенные вопросы

Все типы вопросов, которые мы рассмотрели до этого, очень похожи друг на друга, поскольку они используют одни и те же базовые правила: наличие вспомогательного глагола и обратный порядок слов, т.е. подлежащее и сказуемое меняются друг с другом местами. Такие вопросы еще иногда называют прямыми. А есть еще и косвенные вопросы.

Чаще всего косвенные вопросы используются в ситуациях формального общения, разговорах с малознакомыми людьми, а также  при обсуждении деликатных тем. Косвенные вопросы обычно начинаются с фраз Could you tell me (Вы не подскажете), Do you know (Вы не знаете), I would like to know (Я хотел бы знать), Could you let me know (Не могли бы вы дать мне знать) Would it be possible (Возможно ли), Is there any chance (Возможно ли) и т.п. Часто в косвенном вопросе используются слова if или whether.

Есть два главных правила при построении косвенного вопроса.

  1. Запомните, в косвенных вопросах в отличие от прямых вопросов ВСЕГДА используется прямой порядок слов, то есть сначала идет подлежащее, затем сказуемое (при обратном порядке наоборот). Сравните:
    • Are you going to eat it? – Ты собираешься это есть? — Прямой вопрос, обратный порядок слов.
    • I’d like to ask you if you are going to eat it? – Я хотел бы спросить вас, будете ли вы это есть? — Косвенный вопрос, прямой порядок слов.
  2. В косвенном вопросе НИКОГДА не используются вспомогательные глаголы (do, does, did). Сравните:
    • Where do you live? — Где Вы живете? — Прямой вопрос.
    • Could you tell me where you live? (нельзя говорить  Could you tell me where do you live?) — Вы не скажете, где Вы живете? — Косвенный вопрос.